Республиканская акция «Эстафета музейного опыта»
Культурно-образовательные практики современного музея
учреждения образования
Деятельность музея Великой Отечественной войны
Государственного учреждения образования
«Средняя школа № 10 г. Мозыря»
в организации музейной среды как пространства познания,
полезного и увлекательного активного отдыха
Из опыта работы
Кузьмич Татьяны Адамовны,
учителя русского языка и литературы,
руководителя музея Великой Отечественной войны
ГУО «Средняя школа № 10 г.Мозыря»
Адрес: 247760, Гомельская область, г.Мозырь, ул. Фрунзе, 57
Тел. 8 (029) 7382027
e-mail: mozsh10@mail.gomel.by
Наиболее значимым социальным институтом, способствующим культурному развитию и социализации личности, является музей. В силу своей специфики музей обладает мощными потенциальными возможностями, что особенно важно в процессе развития подрастающего поколения. Образовательная деятельность музея строится на передаче опыта, аккумулированного в памятниках духовной и материальной культуры разных эпох. Деятельность современного музея направлена на установление контактов, которые осуществляются по следующим направлениям: информирование, обучение, познание, досуг, развитие творчества.
Музей - это учреждение, осуществляющее сбор, научное исследование и хранение памятников культуры и искусства. Он призван организовывать и координировать деятельность людей по сохранению знаний о прошлом и их передаче. Одним из основных направлений в деятельности музея на современном этапе является культурно-образовательная деятельность, в ходе которой реализуется воспитательная и образовательная функции. Для реализации образовательной деятельности в музее осуществляется дифференцированная работа с различными категориями посетителей, но особое внимание уделяется работе с учащимися начальной школы, подростками, старшеклассниками и студентами.
Культурно-образовательная деятельность – одно из важнейших направлений работы музея и значимый компонент музейной коммуникации, направленный на реализацию образовательно-воспитательной и досуговой функции музея. Это направление осуществляется на основе музейных экспозиций и коллекций, выражается в разработке и проведении разнообразных видов и форм работы с музейной аудиторией.
Публичный музей, возникший в XIX веке как просветительский институт, всегда имел тесную связь с актуальными образовательными практиками. Хотя сам термин «музейная педагогика» прозвучит только в 1931 году, а в отдельную дисциплину эта область знания выделится только в 1970-1980-е года. Возникнут и различные трактовки определения музейной педагогики.
Говоря о родстве музееведения и педагогики и их соотношения с момента введения термина «музейная педагогика» в научный оборот, нельзя не отметить роль школьного музея в образовательно-воспитательных целях.
Имея статус неформального учреждения образования, не скованного обязательной учебной программой, строгим графиком и системой оценивания, школьный музей получил возможность трансформировать образовательную стратегию и экспериментировать с формой.
Образование, культурное взаимодействие и обучение являются ключевыми функциями и музея Великой Отечественной войны государственного учреждения образования «Средняя школа № 10 г.Мозыря».
Главная цель работы музея – организация музейной среды для посетителей как пространства познания, пространства для полезного и увлекательного активного отдыха. Работа музея направлена на развитие разных аспектов личности посетителя, от навыков восприятия до практических знаний и умений, направлена на обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства.
Целевая аудитория музея – учащиеся, студенты, а также иные группы посетителей. Стоит отметить, что целевая аудитория является своеобразными «строительными лесами», которые используются в музейном туризме, поэтому музей организовывает свою деятельность исходя из характеристики целевой аудитории. В музее существует стратегия развития аудитории, которая определяет наиболее приоритетные группы посетителей в конкретное время и в соответствующих пространствах. Эта стратегия помогает ответить на вопрос: кто и зачем приходит в музей.
Музей Великой Отечественной войны государственного учреждения образования «Средняя школа № 10 г.Мозыря» функционирует с 1985 года. Музейные экспозиции размещены на втором этаже отдельно стоящего двухэтажного здания, расположенного на территории школьного двора. Каждый экспонат, представленный в музее, – это частичка эпохи. Классифицировать направления работы музея можно следующим образом:
1)музей предоставляет учреждениям образования так называемое «непосредственное обучение», когда педагог-экскурсовод работает с учащимися и студентами во время посещения музея;
2)учащиеся и студенты приходят в музей со своим преподавателем, который сам ведет экскурсию, а музейный педагог предоставляет необходимые ресурсы и вспомогательные руководства;
3)не связано с посещением музея, но сотрудники музея предоставляют ресурсы школьному учителю, которыми он может воспользоваться на учебном занятии или классном, информационном часу, воспитательном мероприятии;
4)специальные проекты, которые музей ведет с определенной аудиторией в течение какого-то периода времени.
Музей Великой Отечественной войны государственного учреждения образования «Средняя школа № 10 г.Мозыря» не относится к той категории мест, посещение которого обязательно для учащегося, студента, иной группы посетителей. Следовательно, задача школьного музея – привлечь внимание посетителя, заинтересовать его, что требует разработки постоянно новых, ярких и интересных экскурсий, специфических форм работы с аудиторией.
Музейная экскурсия – это традиционный вид культурно-образовательной деятельности музея, с которого начинается становление работы с посетителями. Экскурсия призвана способствовать наиболее полному раскрытию содержания экспозиции на основе представленных экспонатов и экспозиционных комплексов и строится она в школьном музее Великой Отечественной войны так, чтобы у любого посетителя, с учетом возраста и способностей, был максимум возможностей выбрать свой уровень участия в деятельности музея. Существует четкое деление экскурсий по возрастным категориям: для учащихся 1-2, 3-4, 5-7, 8-9, 10-11 классов; для учащейся молодежи; аудитории от 25 лет. Возможны экскурсии и для детей дошкольного возраста. Музейный педагог начинает экскурсию с вводной встречи, приветственной экскурсии, демонстрации видеофильма, созданного учащимся школы (https://youtu.be/LsdgrsLBA8E). Объясняет базовые понятия и специфику музея, музейных экспонатов. Такие приветственные экскурсии, как показывает практика, полезны не только при первом посещении музея и не только для детей школьного возраста. Экскурсии в музее очень разнообразны: проводятся как обзорные (по всему музею), так и тематические, повествующие об отдельных экспозициях. Музей постоянно посещают учащиеся г.Мозырь и Мозырского района, жители и гости города. Востребованы как организованные экскурсии, так и индивидуальные. Получасовая экскурсия, живое общение с экскурсоводом, возможность прикоснуться к экспонатам, полистать фотоальбомы, почитать письма ветеранов и сделать фото – все это предоставляется посетителям музея бесплатно. Окончанием экскурсии является обсуждение с детьми основных вопросов.
Особой популярностью пользуются экскурсии с элементами игры, всевозможными конкурсами, которые позволяют участникам осуществлять активное взаимодействие не только с экскурсоводом, но и с другими участниками экскурсии, а также подтолкнуть их к самостоятельному изучению экспонатов музея. Это существенно усиливает остроту восприятия материала и делает экскурсию более интересной. В ходе таких экскурсий посетителям предлагается выполнить определенные задания (разгадать ребус, тематический кроссворд, ответить на вопросы викторины), которые направлены на активизацию мыслительной деятельности учащихся. Также следует отметить, что такие экскурсии оказывают позитивное воздействие не только на познавательную, но и на творческую активность учащихся.
Экскурсия – отнюдь не единственная форма культурно-образовательной работы школьного музея. Используются и такие формы работы с посетителями как: лекция, конкурс, музейные уроки, мастер-классы, памятные концерты, вечер встреч (театрализованное представление, литературный, музыкально-литературный вечер), музейный праздник. Но и это далеко не все формы работы с музейной аудиторией. Число форм – это постоянно меняющаяся величина: одни формы появляются, другие выходят из культурно-образовательной жизни музея.
Ещё одна форма культурно-образовательной деятельности — музейные уроки - представляет собой занятия в музее. На таких занятиях используются методы создания игровых ситуаций, организуется интерактивный диалог, театрализация. В этом учебном году на базе музея прошли такие музейные уроки, как «Я город свой знаю, ведь я в нем живу» посвящённый освобождению г. Мозыря и района от немецко – фашистских захватчиков, «У войны не детское лицо», посвященный Дню юного героя-антифашиста, «Пока мы помним – мы живём», посвященный Дню памяти воинов-интернационалистов. Музейные уроки проводят и юные экскурсоводы.
Школьный музей имеет широкие возможности не только для восприятия музейной информации, но и для неформального, дружеского межличностного общения. Так, музейный праздник представляет собой комплексную форму культурно-образовательной деятельности, в которой единой темой объединены элементы экскурсии, творческого вечера и театрализованного представления. В этом учебном году такой праздник прошел 11 мая. На праздник были приглашены учащиеся государственного учреждения образования «Средняя школа № 7 г.Мозыря» и государственного учреждения образования «Средняя школа № 16 г.Мозыря». В программу праздника вошли: торжественный прием четвероклассников средней школы № 7 в ряды БРПО, мини-концерт с участием учащихся школы № 7, 10 и 16, торжественное открытие двух новых экспозиций музея: «Без срока давности» и «И пусть поколения знают», экскурсия, возложение цветов к стеле воинам 55-ой Мозырской краснознаменной стрелковой дивизии, расположенной на территории учреждения образования, квест-игра, конкурс рисунков на асфальте и солдатская каша. Такие формы образовательной деятельности позитивно влияют на разностороннее развитие личности ребенка, способствуют расширению его познавательного интереса к истории, а также позволяют развить навыки самостоятельного творческого мышления.
В музее организована работа волонтеров и юных экскурсоводов. Вместе с сотрудниками МЧС ребята оказывают помощь ветеранам Великой Отечественной войны, одиноким гражданам города Мозырь. Ведется сбор новой информации посредством исследовательской работы.
В 2018 году учащиеся приняли участие в акции «Музей в чемодане». С тех пор юные экскурсоводы вместе с чемоданчиком успешно гастролируют по учреждениям образования и дошкольным учреждениям не только города Мозырь, но и города Калинковичи.
В 2019 году музей посетили участники регионального патриотического проекта «1418 огненных верст».
В 2019 году ребята приняли участие в конкурсе «Звездочка на карте района». Был разработан новый экскурсионный маршрут по памятным местам города Мозырь. В 2021 году маршрут был представлен в новом формате: интерактивном календарике. Теперь посетить памятные места жителям города и его гостям поможет QR-код, размещенный на календарике.
В 2020 году в рамках исследовательской работы были изучены названия улиц в Мозырском районе. Стало известно, что 16 из них названы в честь героев ВОВ, героев Советского Союза. Так родилась идея и собственно проект «И пусть поколения знают». В основе проекта лежит фасадное оформление жилых многоэтажных домов в стиле стрит-арт. Суть проекта - на фасаде зданий разместить изображение героя, его фамилию, имя, отчество и годы жизни. Изюминка проекта – кюар-код. Он должен стать обязательным дополнением изображения. Так, отсканировав кюар-код, каждый сможет получить дополнительную информацию о герое, изображенном на фасаде здания: место рождения, дата и место смерти, годы службы, звание, должность, награды и многое другое. Благодаря проекту мозыряне, гости города будут не только помнить, но и знать. Проект, многоступенчатый: его можно реализовать не только в Мозырском районе, ведь улицы, названные в честь героев ВОВ, есть и в других городах нашей любимой Беларуси. Актуальность проекта: в мае 2025 года Беларусь отпразднует 80-летие Великой Победы. Благодаря реализации дизайн-проекта «И пусть поколения знают» город Мозырь сможет рассказать о подвиге, о доблести, о славе, город станет хранителем памяти. Дома с необычными фасадами позволят строить новые экскурсионные маршруты. На данный момент дизайн-проект «И пусть поколения знают» представлен на рассмотрение в Мозырский райисполком.
Наиболее эффективными и в то же время востребованными на сегодняшний день в музее являются мультимедиатехнологии и интерактивные практики. Интерактивные формы задействуют не только зрение и слух, но и другие способы восприятия, а также включает кинестетический (через освоение пространства) и другие типы познавательной активности посетителей. Интерактивные формы направлены на самостоятельную «добычу» знаний посетителем через общение с музейным экспонатом. В 2021 году была разработана интерактивная игра «Звезда». С участием одного, двух и более игроков, игра позволяет быть детям не зрителями, а активными участниками. Каждый игровой модуль – это вопрос, касающийся темы Великой Отечественной войны. На каждом модуле есть QR-код, который позволяет участнику самостоятельно проверить свой ответ. Такую интерактивную игру можно применять не только после экскурсии в музее, но и на уроках истории, на внеклассных мероприятиях. Таким образом, игра позволяет проверить знания игрока по истории, закрепить эти знания, а также помогает создать мотивацию учащихся к деятельности, развивает интерес к изучению истории.
Ежегодно экспонаты музея становятся центром внимания жителей и гостей города на таких мероприятиях, как Дожинки и День города. В 2021 году работа музея была представлена на XIX Республиканской выставке научно-методической литературы, педагогического опыта и творческой учащейся молодежи. В 2022 году экспонаты музея были представлены на тематической выставке в здании Мозырского районного исполнительного комитета, на областном семинаре-совещании по гражданско-патриотическому воспитанию с участием министра образования Республики Беларусь А.И. Иванца, тематической выставке, в государственном учреждении «Гомельский областной общественно-культурный центр». О музее говорят и пишут (https://youtu.be/D9XxIWeTItE).
Сегодня в школьном музее Великой Отечественной войны большая роль уделяется внутреннему миру человека, чувственно-эмоциональной сфере, эмоциям и впечатлениям посетителя, его воображению. Посетитель музея - это не объект обучения и воспитания, а собеседник, активный участник «музейного действа». Мы с гордостью можем сказать, что наш музей – это отличный ресурс системы взаимодействия с подрастающим поколением Республики Беларусь и отличный ресурс на платформе патриотического воспитания.
Презентация:
О музее говорят и пишут (https://youtu.be/D9XxIWeTItE)
Видеофильм, созданный учащимся школы (https://youtu.be/LsdgrsLBA8E)
<iframe allowfullscreen="true" frameborder="0" height="500" mozallowfullscreen="true" src="https://docs.google.com/presentation/d/e/2PACX-1vSFG8TIIusBx5IcKq9ENCOi8gFBpn1SuH4qt42VAnPy3q9wqbLodAuYuHqpzr-WWA/embed?start=false&loop=false&delayms=3000" webkitallowfullscreen="true" width="750"></iframe>