Подготовила Булавко А.С.,
учитель биологии
ГУО «Творичевский детский сад –
базовая школа Мозырского района»
Для обеспечения устойчивого развития и рационального использования природных ресурсов важным слагающим является повышение уровня информированности всех групп населения, которое достигается посредством экологического образования и воспитания, формирующего в конечном счете экологическую культуру общества.
Формирование экологических знаний и культуры приобретает актуальность, поскольку неграмотность населения в экологических вопросах пагубно, угрожающим образом влияет не только на природу, на флору и фауну окружающего нас мира, но и на интеллектуально-духовную жизнь каждого из нас. Из-за экологической неграмотности, безответственного отношения к своим личным практическим действиям и поведению людей, мы имеем громадные потери материальных источников, столь необходимых для обеспечения нормальной жизни населения, теряем средства и опору для сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения и всего населения. В связи с этим большая ответственность лежит на нас: работниках дошкольного образования, общего среднего образования и дополнительного образования.
В настоящее время в сфере образования ведется интенсивный поиск путей и средств совершенствования экологического образования. Содержание экологического образования определяется многими факторами и условиями, важнейшими среди которых являются следующие:
− заинтересованность общества в сохранении экологически чистой среды существования;
− потребность общества в экологически грамотных гражданах;
− состояние и достижения экологической науки;
− психолого-возрастные и познавательные особенности обучающихся;
− общее состояние и тенденции развития системы образования в целом.
Содержание экологического образования представляет собой динамичное, постоянно развивающееся явление.
Основными составляющими экологической культуры человека являются:
- знания человека о природе, ее взаимосвязях, о влиянии деятельности человека на природные объекты, о способах сохранения и восстановления природной среды;
- интерес к природе, к живым и неживым объектам природы, к проблеме ее охраны;
- потребность в общении с представителями животного и растительного мира, бережное, заботливое к ним отношение, определяющее характер общения;
- умение видеть красоту в окружающей природной среде;
- позитивная разнообразная деятельность, направленная на сохранение и преумножение природы, достойное поведение в окружающей человека среде.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать облагораживать природную среду. Но без экологических знаний гармоничное развитие эмоциональной отзывчивости к природе невозможно.
Существует не мало основных источников получения экологических знаний:
- литературные источники;
- экологические Интернет-ресурсы;
- лекции, доклады, рефераты;
- видеоматериалы и др.
Это достаточно информативные источники, но к сожалению, не всегда привлекающие интерес учащихся.
Помимо основных источников, можно выделить дополнительные источники экологических знаний. В своей деятельности я использую разнообразные практика-ориентированные источники получения экологических знаний:
- пришкольный учебно-опытный участок;
- отряд лесного хозяйства;
- исследовательская деятельность;
- экологические акции и мероприятия;
- изучение экологических объектов и создание стенгазет, плакатов, листовок, буклетов;
- участие в выставках и конференциях;
- викторины и онлайн-квизы;
- экскурсии.
Учебно-опытный участок – это место, где дети разных возрастных групп приобретают основы экологических знаний под руководством педагога, ведут целенаправленную учебно-опытническую работу с целью наблюдения за ростом и развитием растений. изучают влияние на них различных экологических факторов и многое другое. Пришкольный учебно-опытный участок является важным условием формирования основ рационального природопользования, бережного отношения к окружающей среде. Участок является примером культуры земледелия, местом отдыха для малышей, исследовательской лабораторией и трудовой школы для старших.
Школьные лесничества являются одной из эффективных форм подготовки подрастающего поколения к труду, воспитания бережного отношения к природе, формирования у учащихся навыков правильного природопользования, а также получения подрастающим поколением профессиональных знаний, опыта в области лесоводческой деятельности. Наши учащиеся и учителя совместно с сотрудниками ГОЛХУ «Мозырский опытный лесхоз» выезжают на плановые посадки деревьев.
В нашей школе регулярно проводятся экологические акции и мероприятия. Такие как «Сезонная посадка деревьев», «Очистим планету от мусора», «За чистую деревню», «Экологический марафон», «Планета – наш дом!».
Особое значение для формирования экологических знаний имеют сезонные экскурсии, во время которых они конкретизируются, практикуются, тем самым происходит их развитие. Природа не только многому учит, но и воспитывает. Живое общение с природой стимулирует интерес учащихся к ее изучению и способствует эстетическому и экологическому воспитанию детей. Одновременно воспитывает чувство любви к родному краю.
Каждый из этих видов деятельности сопровождается рассказом, пояснением, уточнением, помощью учителя. Учащиеся не только усваивают экологические знания, но и закрепляют их практической деятельностью. Во время такой работы учащиеся осознают значимость экологических знаний и личную значимость для окружающего мира.
Экологические знания, полученные в практической деятельности мы используем в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах, квизах.
Ежегодно мои учащиеся являются участниками и призерами различных экологических акций и творческих конкурсов экологической направленности. Так в 2019/2020 учебном году в конкурсе «Птицы на кормушке» в номинации «Фотобёрдинг» учащийся 8 класса Козьяков Антон получил диплом III степени, а в номинации «Альтернативная кормушка» у учащегося 2 класса Булавко Максима грамота за участие. Бобр Виолетта, учащаяся 7 класса заняла 1 место в Мозырском районе в предметном конкурсе по химии «Белка – 2019». В VII международном конкурсе детского рисунка «Дружат дети на планете» Булавко Максим был награжден сертификатом. В конкурсе «Весеннее пробуждение Земли» в номинации «Фотографии первоцветов» Булавко Максим, учащийся 2 класса, получил диплом II степени. В международном конкурсе «Инфоурок об экологии» под моим руководством учащиеся получили диплом I степени, диплом III степени. В международной предметной олимпиаде «Знанио» по предмету биология мои учащиеся завоевали 2 диплома I степени и 1 диплом III степени. Летом 2020 года в республиканском конкурсе литературных работ «Наш мир – Земля» в номинации «Будет ли добрым к нам Мир – зависит от каждого» Таргоня Ангелина получила диплом II степени. В конкурсе «Пернатый друг» у учащегося Пикарик Матвея диплом 3 степени, в номинации «Альтернативные кормушки», у Клещенок Романа – диплом 2 степени в номинации рисунок «Пернатый друг». В конкурсе «Энергомарафон-2020» - диплом 3 степени у Булавко Максима и диплом 3 степени у Мищенко Софии.
Таким образом существует не мало дополнительных источников экологических знаний, которые способны привлечь и заинтересовать учащихся. А как сильно они этим заинтересуются во многом зависит от нас.